Корпоративный порталHR Клуб

Ловушки мышления

03.07.2017


В процессе эволюции мозг человека очень хорошо научился НЕ РАБОТАТЬ для того чтобы сэкономить энергетические ресурсы. Однако, ещё лучше он научился скрывать это от Личности. Такие состояния, при которых резко падает производительность работы Мозга, а Личность этого даже не замечает, мы называем Ловушками мышления. 

На нашем жизненном пути таких ловушек расставлено весьма много, достаточно только вспомнить такие поговорки как «у страха глаза велики», «семь раз отмерь один раз отрежь», или «любовь зла – полюбишь...». 

В рамках этой статьи мы рассмотрим те из них, которые с завидной регулярностью встречаются при решении производственных проблем. Позволю себе напомнить Алгоритм решения проблем, который подробно рассматривается в программе Системное мышление ГК «Институт Тренинга АРБ-Про».

Ловушка мышления «Идти вглубь при формулировании проблемы»

И уже на первом этапе - формулирование проблемы -  мы сталкиваемся с первой из Ловушек. Она так и называется «Идти вглубьпри формулировании проблемы». 

В основе этой ловушки лежит каузальная природа нашего мышления. Наш мозг не терпит пустоты, и если есть какое-то явление, то он в обязательном порядке стремится дать ему объяснение - найти причину. Например, когда древние люди не понимали причину молнии, они нашли правдоподобное для себя объяснение - Зевс гневается. И всё встало на свои места, мир вновь стал понятен. 

Давайте посмотрим на примере, как это работает. Какая мысль первой приходит в голову, когда вы сталкиваетесь с такой проблемой:

Низкая мотивация сотрудников 

Многие отвечают, что у этих сотрудников низкая зарплата. Действительно это первая причина, которая приходит на ум. И именно поэтому в подобной ситуации достаточно часто проблема формулируется участниками программы так:

Из-за низкой зарплаты, мотивация сотрудников недостаточна.

Однако, одно из правил формулирования проблемы - Нет предполагаемых причин, поэтому, стремясь его выполнить, мы переформулируем ещё раз. 

Низкая зарплата сотрудников.

Всё! Мои "поздравления" - вот мы и в Ловушке. Ибо при дальнейшем размышлении мы обнаруживаем, что у низкой зарплаты сотрудников тоже есть своя причина, и нужно вновь переформулировать проблему, всё глубже и глубже зарываясь в причины, как бы проваливаясь вглубь проблемы. Или говоря системным языком - углубляясь в подсистемы. 

Такой подход контрпродуктивен. Во-первых, если бы причина, которая первая пришла на ум, была бы единственной, то проблема была бы уже решена, и, соответственно, не была бы проблемой. А во-вторых, эмпирический опыт показывает, что в формировании хронических проблем принимает участие не одна, а несколько причин, сочетающихся между собой. 

Какие ещё причины могут приводить к низкой мотивации сотрудников? Да какие угодно: отсутствие карьерного роста, неинтересное содержание работы, начальник-самодур, коллектив – «террариум», далеко ехать от дома, график работы и т.д. и т.п.
11arb_1.png

Именно поэтому поиску причин проблемы посвящен отдельный этап нашего алгоритма. На котором нас, к сожалению, ожидает очередная ловушка. 

Вы спросите меня, а что с этой то делать? Как из неё выбраться?

Отвечу кратко – идите к выходу! А вот более подробный ответ мы разбираем на программе Системное мышление.

Ловушка мышления «Вертеть в голове»

Итак, следующая ловушка поджидает нас на этапе поиска причин проблемы.

Вообще, для поиска причин могут быть использованы разные инструменты, но в рамках нашего тренинга мы рассматриваем такой метод генерации идей как мозговой штурм.

Как Вы помните есть 3 ключевых правила мозгового штурма:

1) Запрещена критика 
2) Все идеи принимаются и фиксируются 
3) Не обсуждать идеи на этапе генерации

Ловушка "Вертеть в голове" возникает тогда, когда нарушается 3-е и, частично, 2-е правило.

Проявления данной ловушки опять же связаны с особенностями работы нашего мозга. Дело в том, что хотя наш мозг является непревзойденным «устройством» для обработки информации - пока не создан компьютер, который превзошел бы наш мозг по объёму и скорости обработки информации - у него, как и любого устройства, есть узкое место. Этим узким местом является объём осознаваемой информации, т.е. той информации, которой мы можем удерживать в сознании одновременно. Ещё в середине прошлого века американский психолог Джордж Миллер опытным путём установил, что этот объём равен 7 +/- 2 единицы и зависит от сложности объектов – чем сложнее (например - причины возникновения проблемы), тем меньше, т.е. всего 5. 

Другими словами, когда мы размышляем о сложных идеях, мы оперируем 5 ячейками оперативной памяти. При этом, во время генерации идей новые мысли не приходят к нам в голову из ниоткуда, они в обязательном порядке как-то ассоциативно сцеплены с теми мыслями, которые занимают ячейки сейчас.

А теперь представьте себе, что вместо того, чтобы зафиксировать идею и двигаться дальше, мы начали её обсуждать и/или обдумывать – «вертеть идею в голове». Таким образом мы «выключаем» одну из пяти ячеек из оборота идей. Вопрос – насколько упала способность нашего мозга к генерации новых мыслей?

Часто участники программы отвечают: «на 20 процентов», и… ошибаются, ибо из формул комбинаторики нам известно, что зависимость количество вариантов сочетаний от количества элементов рассчитывается по формуле х = n! (n факториал), следовательно, если задействованы все ячейки, то х = 120, а если только 4, то всего 24! То есть продуктивность падает не на 20%, а в 5 раз!!!

А если, одну мысль вы обсуждаете, и тут в голову пришла новая, и вы «держите» её в голове, чтобы не забыть… Именно Ловушка «вертеть в голове» ответственна за «ступор», который часто возникает во время мозгового штурма при нарушении его правил.

Что делать? Во-первых, не нарушать правила Мозгового штурма. 

Ну а во-вторых, «выносить» информацию из головы на любые внешние носители. Это важное правило поможет нам также и в повседневной работе, и в жизни. Ибо неприятность в том, что Ловушка «вертеть в голове» вносит свой существенный вклад в развитие такой патологии как Синдром профессионального выгорания (СПВ) и Комплекс дефицита внимания (КДВ). 

Напоследок позвольте небольшой анонс. В следующей статье мы разберем такие ловушки мышления как «Стоп игра» и «Забегать вперед», в основе которых лежат парадоксальные механизмы работы нашего мозга, не так давно обнаруженные прогрессивными нейрофизиологами. 



Возврат к списку


0
Guest
chanyuan2017.09.15nike factory outletcoach outletlongchamp handbagsfred perry polo shirtscanada goose cyber mondaymulberry outlet storecanada goose coatscoach outletnike blazer pas cherbirkenstock sandalscoach outlet onlinecoach outlet onlineferragamo shoeslongchamp outletugg bootsferragamo shoesprada outletgiuseppe zanotti outletcoach outletnike foampositelebron james shoesmichael kors outlet onlinetrue religion outletoakley sunglasseslongchamp handbagscoach outletnike store uklacoste soldesswarovski crystalugg outletchristian louboutin outletpolo ralph laurencartier outletadidas nmdkobe 9michael korsugg bootsfutbol baratascanada goose coatsswarovski crystalpolo outletugg outletugg bootscanada goose outletair max trainersyeezy boostugg outletcanada goose jacketsjordan shoesmichael kors factory outletpolo ralph laurencoach factory outletnew balance shoesswarovski crystalmichael kors outletugg outletmichael kors handbagspolo ralph laurenmichael kors outletcanada goose coatsmichael kors outletugg cyber mondaycanada goose outletralph lauren outletair max ukcanada goose outletlongchamp soldeuggs outletvans shoesmichael kors outletlongchamp soldecheap snapbackspolo ralph laurensoccer jerseysbasketball shoescanada goose outletadidas trainersnba jerseyscoach outletswarovski outletpandora jewelrychrome hearts outletoakley sunglassespandora charms sale clearancecoach outletcheap jordanspolo outletcoach outlet onlinelongchamp pas chermichael korspuma outletmoncler jacketsoakley sunglasseslongchamp bagspandora charmscoach factory outletair max ukcanada goose ukoakley sunglassesmichael kors outlet
Имя Цитировать 0
0
dongdong8 wengdongdong321@yahoo.com
2017.9.13chenlixiangmulberry ukmoncler jacket outletralph lauren shirtsuggs classic bootsmanolo blahnikrolex daytonakate spade outletcheap ugg bootsugg australia bootspolo ralph laurennfl jerseysugg clearance salehermes ukcoach outletcoach outlet onlineugg bootsferragamo outletlouis vuitton ukoakley sunglasses wholesalepolo ralph lauren ukugg bootsburberry outlet onlinecarrera eyewearcoach outlet onlinenew balance shoesjordan shoesferragamo beltyeezy 350 v2canada goose clearancetrue religion jeansunder armour outletchristian louboutin ukcoach pursesralph lauren t shirtralph lauren españapandora jewelrycoach factory outletpolo outletnorth face jackets on salesuperdry salemontre rolexugg outletuggs slipperspolo outlet onlinemichael kors outletlouis vuitton handbagsadidas trainersugg bootscheap nfl jerseysralph lauren soldesadidas wings shoescoach outlet onlineair jordan shoeschaussures christian louboutinmichael kors outletnorth face outlet storeray ban aviatorstrue religion saleoakley sunglasses cheapugg outletugg boots ukair jordansarmani eyeglassesyeezy boost 350 v2michael kors handbagscanada goose for salegiuseppe zanotti shoesray bansjordan shoesnike air max shoesmcm outletugg on salebirkenstock sandalsmichael kors geldbeutellouis vuitton outletuggs outletcoach outlet online shoppingmichael kors handtaschencheap ray ban sunglassescanada goose jacketsoakley sunglassesugg boots clearanceprada outletlongchamp handbagschristian louboutin salehermes beltcoach factory outletmichael kors handbagsmontblanc pensray ban sunglasses cheapugg salemichael kors canadaoakley sunglasses wholesalemichael kors damenuhrnorth face clearanceray ban sunglasses outletadidas stan smithadidas outletmichael kors outlet onlineprada bags2017.9.13chenlixiang
Имя Цитировать 0
0
Jeff
Being both the Official Formula 1 Racing Timekeeper and Official Timepieces of Formula 1 is no small achievement and the role had previously been occupied by brands like Jacques LeMans replica watches sale, Tag Heuer replica watches sale, and most recently Hublot. Being THE replica watches sale brand for Formula 1 is a big deal for a number of reasons, most notably the considerable audience attracted by F1. Formula 1 has a global viewership of over 500 million fans, making it one of the most watched sports in the entire world. Combine that swiss replica watches audience with branding that is hinged on prestige, innovation, cutting edge technologies, and sporting elements such as team rivalries, big egos, and highly competitive top tier driving and you have an ecosystem that is an ideal platform for promoting a luxury replica watches sale brand. Rolex replica watches is an interesting choice as their connection to racing, technology and luxury is easily understood but the overall move is a huge departure from the relative pantomime of Hublot.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение